Site icon Литературное объединение "Родник"

Ребят и школу нужно любить

Примерное время на чтение: 5 минуты

Ребят и школу нужно любить

Педагог Анжелика Дужак добивается удивительных результатов: более 50% ее учеников 9 классов сдают биологию

Предмет не обязательный, но, благодаря учителю, популярный. Правда, биолог школы № 31 в Артёме Анжелика Николаевна Дужак строга к себе и утверждает, что в этой цифре – не только любовь к предмету: «Иногда ребята считают, что будет легко. Окунаются глубже, и понимают: работы много. Но раз заявили биологию, приходится готовится. Я, безусловно, помогаю. Но важнее привить самостоятельность…»

Дом, где живут чудеса

В школу 31 Анжелика пришла первоклашкой. Любимый педагог Лидия Степановна Саламанина помогла полюбить биологию. Девушка хотела поступить в медицинский. Не получилось. Пошла в музыкальное училище, ведь за плечами была музыкальная школа.

Вернулась с дипломом педагога-музыканта. В первый год работы вела продленку, музыку и ритмику. Лидия Степановна убедила учиться дальше и очень сильно помогла молодой коллеге в первые годы. Даже завещала свою богатейшую библиотеку по любимому предмету, которая хранится сейчас в школе.

Получается, что большую часть жизни Анжелика Николаевна провела в стенах своей школы. Правда, путешествовала по Приморью, Дальнему Востоку, была в Москве и Подмосковье, в Грузии и Южной Корее. Всегда и на все, безусловно, смотрела глазами педагога-биолога. Из поездок привозила много фотографий, видео, эмоций, сувениров со смыслом. Делилась впечатлениями с ребятами сразу и потом долго выдавала информацию дозированно, по крупицам. В нужное время…

Уроки в радость

Причем Анжелика Николаевна неоднократно подчеркивает: «Интересно должно быть не только ребятам, но и мне. В голове педагога всегда традиционный урок и ответственность за знания учеников. Но частенько занятия бывают необычными…».

Педагог уже 28 лет в профессии. Раньше любила столы соединять парами и класс делить на команды. Школьникам нравилось работать в коллективе и соревноваться друг с другом. Теперь в почете «четверки» — соседи двух рядом стоящих парт: всем комфортно и перестановки не нужны.

Юные биологи любят самостоятельные творческие работы и их защиту. Темы самые разные. По заданию учителя прямо на уроке на ватмане форматом А3 рисуют, например, большого кролика, а внутри него – сердечно-сосудистую систему, все необходимое подписывают; на обороте листа – тот же кролик с основными органами и пищеварительной системой. Работа в четверках идет быстро и слаженно. Время остается на защиту и дискуссию.

Или игра по генетике. Ею Анжелику Николаевну наградили за участие в краевом образовательном проекте «Зеленые педагоги Приморья 2023 – создаем вместе». Старшеклассники быстро освоили правила и любят «играть в генетику». Прекрасное пособие по непростой теме, которое будит интерес у многих учеников.

А вот ребусы по патологиям, связанным  с  паразитами в организме животных и человека. Нужно разгадать задания и составить фамилию первого в России специалиста  мирового масштаба в этой области. Таковым был академик Константин Иванович Скрябин. Он совместно со своими учениками дал миру крупные достижения в сфере гельминтологии.

А еще  Анжелика Николаевна безмерно благодарна родителям своих учеников, которые передают в кабинет биологии необычные экспонаты и уникальные книги. Так, мама одного ученика подарила заспиртованное сердце собаки, пораженное гельминтами. Животное погибло, а ребятам – наглядный урок на всю жизнь.

Здесь новый раритет:  Атлас по живой клетке 1970 года издания. Большая книга с безмерным количеством фотографий, рисунков и уникальным описанием, в том числе на латыни: «Сегодня таких книг не издают в принципе. А у нас теперь есть замечательный  учебник для подготовки абитуриентов в медицинские вузы и на биологические факультеты».

Недавно педагог из Артема Анжелика Николаевна Дужак зарегистрировалась на онлайн-платформе «Лига эрудитов», разместила там свои тестовые задания для некоторых классов и позвала поработать с материалом своих учеников. Ребята ответили на вопросы и получили каждый свои результаты, которые фиксируются на платформе. Необычно, интересно и … важно. Итоги тех, кто успешно справился, закрепляются в электронном портфолио – школьники по крупинкам собирают «билеты» в лучшие вузы страны и будущую любимую профессию.

Невозможно рассказать в одной публикации о сотнях методов и технологий, которыми Анжелика Николаевна увлекает своих учеников. Результат мы уже знаем: в конкуренции со многими другими школьными предметами и педагогами биология нередко лидирует.

Как увлечь равнодушных?

Если образцы воды из разных источников рассмотреть под микроскопом, увидим разную картину. Почему в одном источнике воды обитает больше организмов, чем в другом?

Как растет плесень на разных сортах хлеба в течении двух недель? Кто согласен на опыт и будет наблюдать за событиями каждый день? От чего будут зависеть различные результаты?

Подобных «как», «почему» и «зачем» бесконечно много.

— А еще мне нравится проводить открытые уроки … со слабыми классами, — смеется Анжелика Николаевна. – Не могу сей феномен объяснить, но мероприятия получаются интереснее, чем с сильными ребятами. У слабых больше ответственности? Благодарность учителю за доверие выражается в собранности и слаженности коллектива? Какая разница, в чем причина, если результат обычно всех радует… 

У опытного и творческого биолога в загашнике бесчисленное количество «присосок» для привлечения внимания равнодушных школьников.

Малышам можно предложить фотоконкурс с растениями или животными. Родителей привлечь, подготовить шикарную фотовыставку с выразительными, необычными работами.

Ребятам средних классов педагог рассказала о правилах выращивания кристаллов. Мальчишки заинтересовались и … изготовили из цветной  соли колье, кольцо и сережки. Фантастика!

Непростые темы по антропогенезу или витаминам старшеклассники защищали в кластерах – рисовали, размещали информацию в таблицах, выделяли главное, анализировали и учились выражать мысли кратко, но емко.

А вот еще оригинальный способ расшевелить равнодушных – использовать их в качестве «модели» на уроках по анатомии. Например, сделать на голове повязку-шапочку. А методам реанимации, в том числе проведению искусственного дыхания, ребят учат профессиональные медики из Центра медицинской профилактики на тренажере Максим

Мы говорили о множестве способов талантливого педагога зажечь учеников своей любимой наукой. Не будет удивительно, если в копилке Анжелики Николаевны  таких рецептов за десятилетия накопилась не одна сотня. Она ежедневно и бесконечно учится сама и не дает отдыхать окружающим, в первую очередь – самым замечательным ученикам (таковые у нее все без исключения).

А вот администратором быть ей совсем не интересно, хотя сегодня и занимает должность завуча: «Живое общение с ребятами ничем не заменишь, тем более официальной работой. Люблю я их, моих почемучек и непосед!»

Послесловие

НЕКОТОРЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГА

Почетная грамота за значительный вклад в развитие научно-исследовательской деятельности молодежи, подготовку к участию в XVIII Международной молодежной экологической конференции «Человек и биосфера», 2021 год

Благодарственное письмо Сергея Дубовицкого, министра профессионального образования и занятости населения Приморского края, за работу в качестве эксперта по Всероссийской  проверке работ студентов, обучающихся в ссузах Приморья

Благодарственное письмо Департамента образования и науки Приморского края за подготовку школьника-победителя на Международный детский экологический конкурс «Дети чистой планеты», 2018 год

Сертификат «Наставник в педагогике» от МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва,  2023 год

Сертификат участника семинара и Российского национального водного конкурса от Министерства природных ресурсов и экологии РФ: за  организацию исследовательской и проектной деятельности школьников Приморья в рамках регионального этапа конкурса, 2019 год

Сертификат за онлайн-зачет по финансовой грамотности от Банка России, 2023 год

Exit mobile version