В детских душах разбудить мечту!
Помните шутку «с бородой»: я иду в детский сад работать ребенком. А ведь в этой шутке есть доля правды. Наши малыши в детском саду действительно трудятся. Они занимаются творчеством, конструированием, проектной деятельностью. В 4-5 лет им уже известно, что такое театральная постановка — они инсценируют сказки. В физкультурном зале дошколята выполняют упражнения с элементами развития речи и математики, готовят и разыгрывают сюжетные и ролевые композиции. Творчество и фантазия малышей и воспитателей буквально зашкаливают.
Коллектив педагогов детсада № 38 в п. Артемовском работает по программе «От рождения до школы», предложенной группой специалистов под руководством доктора психологических наук, профессора Николая Веракса. Заглянув в программу, начинаешь искренне уважать воспитателя за его энциклопедические знания и бесконечное количество навыков и умений. Ведь иначе программу невозможно осилить.
Фонтан творчества молодых
Воспитатель Ирина Сергеевна Диденко — главный генератор идей в саду. Именно так Ирину представила заведующая детским садом № 38 Татьяна Александровна Рослая. Территория вокруг строений здесь немалая. Так вот прошлым и нынешним летом на участках «прописались» дядька Черномор, принцесса Лебедь, Русалка на ветвях и Кот ученый, Алеша Попович, черепаха Тортилла с Буратино, три медведя, цветик-семицветик и многие другие сказочные персонажи. А еще здесь есть экологическая тропа, где в каждом вазоне растет полезное растение, а рядом «обитает» доброе насекомое. Все изготовлено из бросовых материалов, а травы и цветы живые. Почти все экспозиции выполнены с участием родителей и детей.
— Малышам нужна живая сказка, — убеждена Ирина Сергеевна. — И мы все вместе такую сказку создаем. Детишки, как муравьишки, — землю или щебенку носят в детских ведерках. Но ребят много, и помощь от них заметна. На прогулке мы изучаем сказочных героев и вспоминаем любимые произведения.
Есть на участке детского сада и свой огород с настоящими овощами. Дошколята с ранней весны и до поздней осени копошатся на грядках и с удовольствием уплетают урожай. Свои-то плоды самые вкусные!
Коллектив профессора Николая Веракса советует, чтобы в группе у ребят был уголок для ролевых игр, книжкин домик, зона для настольных и печатных игр, уголок природы, спорта и много еще чего. В небольшой комнате всего не вместить, поэтому воспитатели с ребятами договариваются: знаешь, что где взять; все доступно, все для тебя. Поиграл? Положи на место. Непослушаек учат коллективно: давай вместе уберем; посмотри, как надо правильно.
Меня удивил уголок для игр с песком. Обычный и разноцветный песок. Совсем маленькие детки пересыпают его в воронках, а старшие создают картины и налепы. Песок либо садят клеем на бумагу, либо наносят на пластилин. Во втором случае, как правило, вместе с песком используют фасоль, горох, пшено, манку, семена различных растений. Поверхность (лист бумаги, бутылка, коробка) обклеивается пластилином, и по нему размечается рисунок. Затем каждая деталь покрывается своим материалом. В результате получается шедевр, изготовленный руками ребенка. У Ирины Сергеевны творят даже трехлетние малыши. Например, нанизывают на нитку макароны и рожки разных размеров, форм и цветов. Все связывается, и получаются бусы маме или бабушке. Женщины даже пускают слезу, принимая такие подарки.
— Родители повторяют дома то, что малыши делали в садике? — спрашиваю у воспитателя.
— Не все. Но некоторые семьи удивляют, — отвечает Ирина Диденко — Рисовали мы как-то тучку. Я вырезала трафареты из линолеума. Трехлетние «художники» обвели контур и разукрасили. Мы нарисовали капли. Спрашиваю у ребят: «Что делает тучка?» — «Плачет» — «Почему?» — «Погода пасмурная. Солнышко спряталось». На том мы и договорились. Назавтра один ребенок принес рисунок, а напротив тучки — солнышко. И лучиков много, да все подписаны: «Нежный. Ласковый. Веселый. Теплый. Красивый. Озорной…». Малыш с мамой дома продолжили в сказку играть. Я была поражена — вот сколько творчества в семье!
Копилка мудрости старших
Ирина Сергеевна работает в саду лишь четвертый год и с каждым днем все больше и больше фонтанирует идеями. А вот трудовой стаж Наталии Борисовны Розенберг, Почетного работника общего образования РФ — 42 года. Воспитатель, музыкальный работник-аккомпаниатор на баяне, заместитель заведующей, заведующая. Сегодня пенсионерка Наталия Борисовна с удовольствием работает воспитателем со старшими ребятами. Вместе с Елизаветой Петровной Киселевой они в нынешнем учебном году выпускают детей в школу. Это очень ответственный период в жизни каждой семьи, где растет будущий первоклассник. Ведь от готовности малыша к учебе зависят его первые шаги в классе. Со временем в ребенке формируется стереотип поведения, привычный для всех одноклассников. Даже если появится желание его изменить, не всегда хватит сил это сделать. Поэтому старт очень важен для всех.
— Одними из важных в этом возрасте являются занятия по обучению грамоте, на которых мы учим детей составлять предложения из трех-пяти слов, делить слова на слоги, — рассказывает Наталия Борисовна. — Мы проводим работу по развитию фонематического слуха. Важной частью занятия является подготовка ребят к письму. Для этого используем графические диктанты, элементы штриховки. Все занятия идут в игровой форме с использованием занимательных упражнений: «Перевертыши», «Буква потерялась», «Занимательные модели», «Головоломки» и др. Многие мальчишки и девчонки нашей группы уже умеют читать по слогам.
Елизавета Петровна и Наталия Борисовна разработали на этот год мини-проект «Русская изба». Живопись, поделки, потешки-скороговорки, стихи, сказки, танцы, народные костюмы, песни, народные музыкальные инструменты, праздники и гуляния, игры — в теме «Русская изба» бесконечное количество страничек. Предстоят чтения и обсуждения, викторины, выставки, спектакли и концерты и много других форм познания истории и культуры родного народа.
Пожалуй, главная заслуга заведующей детским садом Татьяны Александровны Рослой в том, что ей удалось собрать дружный, интересный и очень творческий коллектив педагогов, и она знает секрет сплочения своих коллег.
Чтобы в детских душах разбудить мечту, воспитатель сам должен быть увлеченным мечтателем и активным деятелем. Ведь ему учить детей «всегда идти вперед и видеть свет обетованной цели, и не бояться никаких невзгод». Это возможно лишь когда старший передает воспитанникам «своих дел и мыслей красоту».
С праздником, наши дорогие и любимые воспитатели и работники детских садов!
Автор: Ольга Шкурат
Дата публикации: 26 сентября 2014