Сердце поэта
Автор Наталья Александрова
По материалам газета «Время перемен» от 30.07.2024г.
Сердце настоящего поэта тонко чувствует все боли и радости жизни, неравнодушно ко всему, что происходит с родной землёй, миром. Оно полно тёплого света, которым через стихи готово делиться с каждым, кто в нём нуждается, чтобы всем скорбящим во тьме стало чуточку светлее. Источник же этого света никогда не иссякает: чем больше его отдают, тем больше его становится.
Именно таким неукротимым светом обладает поэт Аллина Дмитриевна Лунина. Её творчество очень разнопланово, потому что отражает всё, на что она положит свой пытливый взгляд, всё, что откликнется в её сердце. В её стихах и тепло семейного очага, и боль войны, и трепет воспоминаний о далёком городе детства, и новостная политическая строка, и радость материнства.
Аллина Дмитриевна пришла в ЛИТО «Родник» относительно недавно, в прошлом году, вместе со своим многолетним творческим багажом. Оттачивала мастерство в своей профессии учителя начальных классов, писала сценарии, сказки, стихи для праздников и поздравлений. Сейчас она является одним из самых активных творческих деятелей в ЛИТО, на счету поэта на данный момент 303 произведения. В 2023 году вышел сборник стихов Аллины Луниной «Семейное счастье», опубликованы стихи в сборниках ЛИТО «Родник»: «Город стал моей судьбой», «Здравствуйте, я тигр», в сборнике приморских поэтов «Моя семья, любовь и вера», в экологическом сборнике, в газете «Время перемен», на сайтах ЛИТО «Родник» и «Стихи.ру», в социальных сетях.
Её стихи, словно дыхание, пишутся экспромтом, легко, очень музыкально, в них трудно что-то изменить, как нельзя изменить группу крови или голос человека.
О своём непростом жизненном пути, творчестве, увлечениях Аллина Дмитриевна Лунина согласилась рассказать в интервью нашему изданию.
— Аллина Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, какие жизненные события повлияли на становление вас как поэта? Когда вы впервые осознали, что можете писать?
— Я росла до пяти лет в многодетной семье, где все любили книги, мы много читали. Старшая сестра отлично училась в школе и с удовольствием каждый свой урок, пройденный на занятиях, повторяла на мне. Так я научилась читать уже в пять лет.
Жили мы в селе Плоском Орловской области, ныне Становое Липецкой области. Отец, Лучкин Дмитрий Иванович, — агроном, фронтовик, дошёл до Берлина, имел много боевых наград. Мама, Нина Романовна, родила шестерых детей, домохозяйка, имела звание «Мать-героиня», но материнской любви мне, к сожалению, почти не досталось. Наша мама умерла, когда мне было всего полтора года, вскоре умер и отец. Так мы оказались в специализированном детском доме для круглых сирот города Липецка.
В этом заведении нам пришлось пережить самые тяжёлые годы жизни, о которых вспоминать не хочется, так как они оставили глубокий след боли в моей душе. Может быть, кому-то на жизненном пути и в детском доме встречаются добрые и заботливые няни и воспитатели, но мне с моими братьями и сёстрами не посчастливилось, но зато в своей школе я встретила замечательного, доброго и чуткого человека — мою первую учительницу Марию Кирилловну Ходарину, благодаря которой я не очерствела, не потеряла веру в себя и добрых людей. Я во всём стремилась быть на неё похожей. Мы часто из школы шли вместе, и я делилась с ней всеми своими радостями и печалями, а она мне сказала однажды, что мне надо будет обязательно написать когда-нибудь книгу о своей жизни. И я выполнила её наказ, но только в стихотворной форме.
Первый стишок сочинила на уроке в начальной школе, когда писала сочинение на тему «Зима». Потом не помню о сочинительстве. В детском доме было много физической работы, не было времени на это. Снова взялась за перо, когда уехала из Липецка. В десятом классе написала стих про первую учительницу, а дальше тоска по родимой сторонке выливалась в новые строки. Сочиняла про любимый город Липецк, про своего отца, про цветочки. Отправила свою тетрадку рукописного текста в журнал «Юность», редактором в то время там был Андрей Дементьев. Но у издания было условие: присылать в печатном тексте. Говорилось, что рукописи не возвращаются, но мне тетрадочку прислали назад. Больше в юные годы никуда своё творчество не посылала.
— Какая ваша любимая книга детства?
— Та, которую мне подарила моя первая учительница. Я уже не помню, о чём она, какое у неё название, помню только надпись Марии Кирилловны в ней: «Старайся стать отличницей». Отличницей была моя сестра, а у меня не хватало усердия, но по моим любимым предметам — литературе и русскому языку — всегда были пятёрки. На всю жизнь осталось ощущение глубокой любви и благодарности к Марии Кирилловне, её книгу я берегла очень долго.
Ещё в детстве любила читать Корнея Чуковского: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» и другие его стихи для детей, а также стихи Агнии Барто, Александра Пушкина и Сергея Есенина. Всегда понравившиеся произведения я старалась выучить наизусть.
— Расскажите, пожалуйста, как сложилась ваша дальнейшая судьба после детского дома?
— В детском доме мне пришлось прожить до окончания восьмого класса. Возможно, я бы осталась там и дольше, но помог случай. Я всегда пыталась защищать других детей в нашем заведении. Однажды я заступилась перед воспитателем за мальчика, которого несправедливо обвинили в воровстве, на что директор детского дома мне сказал, чтобы я поступала в какое-нибудь училище и покинула их заведение, так как я «подрываю авторитет детского дома». Я этому была даже рада, сдала экзамены в медицинское училище, но судьба сложилась иначе. Мой старший брат по распределению от Союзтелефонстроя уехал в Ташкент. В то время в Узбекистане случилось страшное землетрясение, и вся страна направила тысячи лучших своих строителей на восстановление Ташкента и близлежащих к нему городов. На тот момент брат был взрослый, семейный человек, но меня, самую младшую в семье, он решил взять под свою опеку. Велел ехать к нему, сказал, что мне не нужно учиться в медучилище, надо продолжить обучение в школе уже в Узбекистане.
В это время в мою жизнь пришла и любовь. Мой будущий муж случайно увидел мою фотографию и полюбил меня однажды и на всю жизнь. Он жил от нас в соседнем селе, знал, что я в детском доме. Сам к тому времени тоже переехал в Узбекистан по распределению. Он выучился на строительную специальность, но работал не в Ташкенте, а Ургенче. Поэтому спустя полгода жизни у брата тёща брата неожиданно позвала меня жить к себе в Ургенч. Оказывается, мой Николай всё про меня знал и уговорил её забрать меня к себе в Ургенч с условием, что он будет мне помогать материально. Там я закончила 10 классов школы и поступила заочно в Хорезмский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. В 18 лет, когда Николай вернулся из армии, мы поженились и вот уже более 50 лет вместе. Вырастили троих сыновей.
Мы переехали в Ташкент, поближе к моему брату. После декретного отпуска я пошла работать в школу. Удивительным образом места учителя русского языка и литературы для меня не нашлось, но мне предложили стать преподавателем начальных классов. А ведь в глубине души я и хотела, подобно моей первой учительнице, работать именно в начальных классах! В этой работе мне и удалось прочувствовать и раскрыть свою тягу к поэзии в полной мере.
— Вспоминали ли вы свой родной город Липецк, живя в Узбекистане?
— Да, там я очень скучала по родному городу, несмотря на то, что жизнь в Липецке была для меня тяжёлой. Потом мы с мужем туда часто ездили, у меня же там остались родственники. Перед выпускным в детском доме, после восьмого класса, мы сажали деревья в питомнике, и нам подарили четыре берёзки, мне досталось самое кривое деревце. Мы, выпускницы, посадили их перед фасадом детского дома. Через 50 лет я приехала на это место и очень удивилась, когда увидела мою красавицу — белоствольную берёзку — совершенно ровной, могучей и статной. Детского дома уже нет, а берёзка растёт и радует взор каждого прохожего!
— Вы сказали, что именно работа учителем дала вам возможность прочувствовать и раскрыть свою тягу к поэзии в полной мере. Расскажите об этом времени, любили ли вы свою профессию учителя?
— Да, я очень люблю детей, а отсюда и свою профессию, особенно это прочувствовала, когда жила в Ташкенте, там я проработала учителем 18 лет. А потом ещё шесть лет — учителем и завучем в Партизанске. В период учительства я с головой ушла в поэзию. Всегда хотелось передать детям максимум знаний, свой большой жизненный опыт, привить им любовь к литературе, математике и другим наукам, да и обещала своей первой учительнице, что дети у меня будут «шёлковые», вот и стала снова сочинять, чтобы им было интересно на уроках: детскую азбуку, сценарии праздников, приветствия выпускников, поздравления, маршрутные листы для путешествий и так далее. Если не было времени на уроке кого-то поощрить или пожурить, то это отражалось в стихотворной форме в классной газете «Наши радости и огорчения». Посылала им письма от Знайки, где хвалила ребят. Послания складывала в огромный конверт. Кто получал их, радовались. Одна мама сказала, что её дочь читает письмо от Знайки перед сном, улыбается и на ночь кладёт под подушку. Два письма написала от Незнайки. Это была трагедия для детей и родителей, но пользу принесло: мальчик перестал бить девочек, а другая ученица стала хорошо учиться. На Новый год большие конверты писем от Деда Мороза с пожеланиями вручала вместе с подарками на «Ёлке». Роль Деда Мороза по своему сценарию играла сама.
Если замечаешь даже малейшие успехи учеников, то это стимулирует их, детям становится интереснее в школе учиться, они тоже начинают стремиться к творчеству. Моя ученица на экзамене читала свои стихи, и я радовалась, что она продолжала развиваться как творческая личность. На выпускной детям дарили книги, а в них — каждому мой стих-пожелание.
Дети с удовольствием занимались в кружках «Детский театр» и «Юный корреспондент», которые пришлось возглавить мне. Мои кружковцы писали письма, посылали рисунки, альбомчики, заметки в газету «Пионер Востока», и всё это публиковалось. В результате наш класс подружился с Аллой-Запевалой, журналистом Галиной Власовой. Она к нам приезжала на праздник, читала детям свой рассказ. Дети были победителями многих её конкурсов, а в результате в редакции нам вручили четыре грамоты, одну из них мне «за помощь в работе». Детям показали гранки, рассказали, как печатаются газеты, и подарили фотоаппарат и юбилейную газету с автографом корреспондента. Мне потом предложили перейти работать к ним в редакцию корреспондентом, но я отказалась, не мыслила себя без детей. Дети писали и в журнал «Мурзилка», где тоже их публиковали. Главное, что дети много читали, чтобы выполнить задания, а это способствовало их развитию и повышало грамотность.
Когда у кого-то был день рождения, то родители приносили выпечку, а я дарила свои книги с поздравлениями в стихотворной форме, мы пели песни, поздравляли. Это позволяло детям расти чуткими и отзывчивыми.
Рада, что все мои ученики выросли замечательными и успешными людьми. Это потому, что мне активно помогали их родители, они жили одной жизнью с детьми и во всём меня поддерживали. Вот и результат не заставил себя ждать!
Меня, как лучшего старшего учителя, выдвигали два раза на путешествие в поезде «Учитель Узбекистана». Эта поездка включала в себя, кроме Золотого кольца России, и Ленинград, и Харьков, и Воронеж. Стоит отметить, что в Узбекистане, не знаю, как сейчас, какое-то особенное отношение к учителям. Нам, кроме постоянного уважительного отношения были ещё и льготы, например, бесплатная приватизация квартиры, бесплатный проезд в автобусе. И между учителями как-то не замечалась конкуренция и зависть. Если тебя признали лучшим, то и среди коллег ты получишь уважение и почёт.
— Как вы после Ташкента оказались в Партизанске?
— Так как мой муж специалист-строитель, его в 1992 году пригласили на работу в Партизанск на строительство железобетонного завода, который потом всё равно прекратил своё существование. Через два года получили квартиру, так как ПСК «Миско» строил дом для своих работников, в нём бригада мужа делала отопление и подводила коммуникации к нему. Строили хозспособом, за свой счёт. Приехала я в Партизанск вслед за мужем в 1993 году. Поступила работать завучем начальных классов в муниципальной школе №6, обучала двух учеников индивидуально, вела уроки природоведения в пятых классах, замещала уроки русского языка. Потом одна учительница бросила свой класс, решив перейти на более лёгкую работу, и мне пришлось обучать её учеников до выпуска. Спать приходилось по одному–три часа в сутки. Не выдержав нагрузки, огромного объёма работы, попросила найти другого завуча, а мне набрать первый класс. Очень скучала по детям.
И вот я снова учитель начальных классов, с большим удовольствием с первого класса снова вела кружок «Детский театр», дети были ведущими праздников, показывали сценки, а на выпускном мы поставили кукольный спектакль. Материал для праздников сочиняла сама, сценарий в стихах к Новому году был мною написан в стихах, и я в роли Деда Мороза проводила новогодние ёлки по всем параллелям начальной школы, практикантка была Снегурочкой, а наша замечательная учительница Лидия Ивановна Котенко играла с детьми и обучала их танцам. Мои ребятишки самостоятельно вели семинар, на котором присутствовали учителя города, а стихи для праздника «Знай правила движения, как таблицу умножения» снова пришлось сочинять самой. Придумала стихи для одной из сказок в форме «наоборот», а дети должны были, если верно, то хлопать в ладоши, а если нет, то махать, отрицая, руками. Дети с удовольствием учились, и было весело. Практикантки всё это переписывали себе и говорили, что этого нигде не найдёшь.
Ещё в 1990 году в Ташкенте врачи предлагали мне оформить инвалидность, так как моё сердце сильно изношено. На тот момент я отказалась, но уже в Партизанске, после выпуска двух классов уволилась по состоянию здоровья, а потом и пенсионный возраст подоспел.
— Как вы пришли в ЛИТО «Родник»?
— Будучи на пенсии, всё больше стала вовлекаться в творчество. Хотелось быть нужной для других, слушала новости, выступления политиков, журналистов, переживала за события на Донбассе, когда там разгорелась Гражданская война, начала много писать стихов именно по этой теме, остро пережила убийство известного журналиста Олеся Бузины. Писала просто для себя, для близких об этих событиях. А тут случайно встретилась с нашим соседом по дому Вячеславом Константиновичем Писаревским, почётным гражданином города Партизанска. Поделилась с ним своими стихами. Он взял их почитать и отнёс в Совет ветеранов. А оттуда меня направила в ЛИТО «Родник» председатель Совета ветеранов Людмила Николаевна Кудрявых. Так я и познакомилась с ЛИТО. Там я узнала о многих замечательных писателях и поэтах, я восхищаюсь творчеством Ирины Ивановны Паскановой, Ларисы Шалимовой, Любови Ивановны Котовой, Ольги Плотниковой, Ирины Вялых и других поэтов и писателей.
Наши руководители ЛИТО — Ирина Пасканова и Лариса Шалимова — очень перегружены работой. Удивляюсь их работоспособности: редактируют наши работы, перепечатывают, оформляют, размещают на сайтах и в соцсетях, комментируют, а ещё многочисленные мероприятия, встречи, печать книг. Причём работа на общественных началах, то есть неоплачиваемая. Это настоящие герои труда!
— Что у вас вызывает вдохновение?
— Что-нибудь почитаю, послушаю, и если меня зацепило, вдохновило, то об этом пишу. Люблю читать стихи Роберта Рождественского, Юлии Друниной, Людмилы Татьяничевой. Особенно трогают душу их стихи о войне. Когда их декламируешь, то невольно у слушателей появляются слёзы. Чувствуется, что эти поэты душой воспринимают людскую боль, и это передаётся нам, заставляет творить.
Вдохновение возникает и во время работы в палисаднике возле дома. Мы с мужем Николаем часто занимаемся озеленением придомовой территории. Это любимое наше занятие, и когда так работаешь, то на ум приходят какие-то строки. Дома их записываю, так и рождается новый стих.
Очень меня подтолкнуло к творчеству убийство Олеся Бузины, как будто его боль за Украину передалась мне. Закончила первую часть книги: «Украина-ненька мачехой стала». Она обо всех ужасных событиях, происходивших там в течение восьми лет, предшествовавших Специальной военной операции на Украине: о расстреле неонацистами людей под Корсунью, о сожжении граждан в Доме профсоюзов в Одессе, об освобождении Крыма, о героях-добровольцах и многом другом. Люди должны знать правду, и об этих зверствах нельзя забывать.
— Над чем вы сейчас работаете, что у вас в планах?
— Воспоминания о семье в стихах, также работаю над второй частью книги «Украина-ненька мачехой стала», которая посвящена событиям на СВО, о геноциде русских, о погибших героях СВО: Нурмагомеде Гаджимагомедове, легендарной Ольге Качуре, лейтенанте Владимире Носове, протоиерее Михаиле Васильеве, Владимире Жоге, а также и о других воинах, продолжающих биться с неонацистами-бандеровцами. Буду продолжать писать эту книгу до нашей Победы. Очень важно, чтобы потомки помнили обо всех героях. Пока жива память, жива и Россия.
— Какой совет вы можете дать начинающим авторам?
— Не зацикливаться на одной теме, писать о разном.
P.S. Это интервью хочется закончить стихами Аллины Луниной «О чём мечтают дети», в которых она мечтает и желает миру:
«Чтоб жили дети радостно,
В семье всё было благостно,
Звучал повсюду смех,
А в школе ждал успех.
Чтоб люди не болели
И долго не старели.
И если мир на свете,
То счастливы и дети!»
А мы, в свою очередь, пожелаем Аллине Дмитриевне добрых вестей, добрых событий в нашей стране и жизни. Пусть её чуткое сердце поэта наполнится радостью и подарит эту радость всем читателям её творчества!
Наталья Александрова, фото из архива ЛИТО «Родник».