Site icon Литературное объединение "Родник"

Кстати, о воробьях

Примерное время на чтение: 2 минуты

Автор Евгений Лебков

Все мы были детьми. Да простят мне читатели несколько старомодное начало речи о формировании нового человека! Заметьте: нового, ибо сегодняшний нас не устраивает. Это не значит, что я хочу извлечь из нафталина годов сакраментальную проблему отцов и детей. Она существовала, существует и будет существовать, пока на Земле будут отцы и дети, а точнее: отцы, матери и дети!

Но при социализме многие вопросы взаимоотношений детей и родителей складываются не по-тургеневски… Это нам с вами, дорогие читатели, хоть и не в полной мере, но известно. Моя забота о другом…

Сегодня, тридцать первого июля, сижу, как обычно, за пишущей машинкой: работаю, поглядывая в окно. Радуюсь, что распогодилось, что ветерок прогнал многодневные туманы и солнышко светит: ай да ну!

И что же? А вот что: напротив моего окна, в лиственничном скверике детского садика играют малыши. Их радостные, а порой и забиячные голоса создают мне доброе настроение, и «писанина» моя идет, не спотыкаясь. Вижу и слышу какой-то иной поворот в детской стайке. Что там случилось? Три девчушки, годочков по шесть-семь, и один карапуз окружили мальчишку лет двенадцати и хором кричат: «Зачем? Мешают, да? Не жалко?… Да?…»

Парень с рогаткой в руках не обращает на них внимания и пуляет в крону дерева. По птичкам! «Ах ты, негодник, думаю, сейчас я тебе покажу!» Открыл форточку и кричу: — Ну-ка, ну-ка, иди сюда, герой! Ты чем занимаешься, а?

«Герой» остановился. На меня не глядит. Мнется.

Решаю: подействовало. И спокойно — за работу!

Слышу опять детские возгласы: «Ромка, не надо, ну не стреляй!» «Воробьи они, отмахивается Ромка-герой. Их не жалко. Их — много… «Они полезные. Мой папа знает», — кричит, едва не плача, белобрысенькая девчушка. «Сама ты полезная», — огрызается Ромка и закладывает новый камешек в рогатку.

Я не выдерживаю. Выбегаю из дому: только открыл калитку в садик, как слышу:

— Ромка, дядька с бородой!

Тот замер на мгновенье, а потом задал стрекача. Кричу ему вслед:

— Да ты, брат, еще и трус! Погоди, поговорим!

Где там! Его как ветром унесло. Подхожу к малышам:

— За что так воробьев?

— Дяденька, он сказал, что подстрелит одного воробья, а потом вылечит и выучит его говорить по-нашему, — тараторит Белобрысенькая. — А нам жалко птичку. Пускай лучше тут чирикает.

— Молодцы, говорю. — Добрые девочки. Все, что живет, надо жалеть.

— Ага, соглашаются хором.

— А мальчишки не жалеют.

— Не залеют,- вторит карапуз, прищурив левый глаз, а правый сияет, словно синее стеклышко.

Дети есть дети… Согласен я и не согласен. И дети бывают разные. Вот девочки, карапуз и — Ромка. И мы, взрослые, тоже разные: видел я человек шесть прошло «дяденек» и «тетенек» по садику, видели стреляющего Ромку, но не остановились, не заметили, чем занимается Ромка.

Нет, воспитанием нового человека должны заниматься все мы, и особенно люди старого, довоенного замесу. Да, мы можем сказать: наше поколение получило суровую «нравственную и идеологическую» закалку! Теперь задача, по-моему, состоит в том, чтобы она не исчезла втуне, передать ее на новом этапе, новому поколению, и по-новому. А как — по-новому? Давайте думать сообща, миром, как говорили в старину. Мир, он не ошибается, он всегда прав. Покалечить душу ребенка легче, чем вылечить ее…

Морализовать на эту тему можно до бесконечности. Но я не считаю себя моралистом. Мне жалко и воробьев, и детей, и себя.

Куда от всего несправедливого деться? Конечно, Ромка и думать не думал, что он творит зло. У Ромки — страсть, древняя страсть охота! Не оправдываю, а размышляю…

Exit mobile version