(размышление над портретом)
Автор Нила Задорожная
Первый раз я увидела портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный художницей Партизанска Ларисой Павловной Александровой четыре года назад на выставке в Детской картинной галерее. Он сразу приковал мое внимание композицией рисунка и необычным замыслом автора показать удивление поэта.
Долго я была под впечатлением этой работы. И вот в юбилейном 2009 году (А.С.Пушкину исполнилось 110 лет со дня рождения) я вновь увидела поразивший меня портрет поэта на персональной выставке Л.П. Александровой.
Думала, что впечатления мои остыли и будут не такими яркими, но испытанные ранее чувства вновь охватили меня: восхищение творческой находкой художницы, ее любовь к поэту, стремление как можно точнее передать внутреннее состояние его души в избранный момент.
Я пыталась разгадать тайну: чему же так удивлен Пушкин в изображении Александровой? Строила различные предположения. Одно из них – встреча поэта с Натальей Гончаровой.
Это произошло на балу у танцмейстера Иогеля зимой в 1829 году. Шестнадцатилетняя Наталья была в белом платье с золотым обручем на голове. Она только-только начала выходить в свет.
В зале не могли оторвать глаз от юной девушки, прекрасной какой-то божественной красотой. Не этот ли миг запечатлела художница, когда Пушкин вместе со всеми вдруг увидел Натали?
Но от этой версии пришлось отказаться. На портрете Пушкин молод, а встреча с будущей женой произошла, когда поэту было уже 30 лет. Кому же юный Пушкин посвятил свои первые лицейские элегии, о ком сказал: «Она была в мире Богом, предметом тайных слез и горестей залогом», кого называл «Мой вечный милый идеал»?
Ответ на этот вопрос дает Кира Павловна Викторова, исследовавшая творчество великого поэта так, как это не делал никто до нее – в таком объеме и в такой полноте. В течение 30 лет она изучала его поэзию, прозу, рукописи, рисунки, переписку, заметки, черновики. Пушкин предстал перед ней как философ, пророк, мудрый историк, великий патриот, благородный рыцарь, верный Прекрасной Даме.
Кира Павловна пришла к мысли и убедительно доказала стихами Александра Сергеевича Пушкина, что он «Утаённо» любил одну единственную женщину Елизавету Алексеевну Романову, супругу императора Александра I.
Пушкин увидел ее в Царском селе будучи отроком и сохранил чувства любви к ней до конца своих дней. Она покинула земной мир в 1826 году, когда ему было 27 лет. При всей своей страсти и поклонении женской красоте, поэт был однолюбом и берег в своем сердце неземную любовь. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» — и эти волшебные строки тоже посвящены его Прекрасной Даме, а вовсе не Керн, как было принято считать до 1996 года, когда в апрельском номере журнала «Наука и религия» появилась опубликованная беседа О. Брушлинской с Кирой Викторовой «Прощание с легендой».
Речь шла о том, кому же на самом деле посвящен этот пушкинский шедевр. Публикация журнала многих убедила в правоте исследовательницы, и они стали читать Пушкина по-новому. А профессор Новосибирского университета, доктор филологических наук Н.Н. Соболевская после открытий Киры Викторовой (1995-1998 годов) читает свои лекции, ориентируясь на исследования пушкинистки.
О результатах исследований Киры Викторовой и о ее книге «Неизвестный непризнанный Пушкин» я узнала из журнала «Наука и религия».
Любовь к великому поэту, стремление осмыслить это уникальное явление, прикоснуться к божественно яркому источнику света воодушевляет на все новые и новые исследования его творчества и жизни.
Появляются интересные публицистические статьи, пишутся литературно- художественные произведения, создаются красивые работы в разных жанрах искусства.
Среди всех творческих работ, посвященных Пушкину, есть и эта, тронувшая мое сердце, — замечательный портрет любимого всеми поэта, написанный нашей землячкой, художницей Ларисой Павловной Александровой.
Так вдумчиво, с любовью и к поэту, и к художнику, и ведь это личное исследование, вклад, так сказать, в литературоведение. Уважаю за такой труд!