Автор Наталья Александрова О Юрии Николаевиче Гертанове.
Каждую вторую субботу августа наша страна отмечает День физкультурника. В этом году этот день пришёлся на 10 августа. Этот праздник является одним из старейших в нашей стране, утверждён ещё в 1920 году, но, несмотря на почтенный возраст — 104 года, он не теряет своей важности и актуальности. Поделиться своими размышлениями о физической культуре среди школьников города Партизанска, рассказать немного о своём профессиональном пути мы попросили преподавателя физической культуры в СШ №6, чей профессиональный стаж составляет уже более 40 лет, Юрия Николаевича Гертанова.
Юрий Николаевич, как Вы отметили День физкультурника в этом году?
— У нас в городе в этот день на стадионе «Шахтёр» состоялось праздничное мероприятие «Зарядись энергией спорта!», в программе которого были соревнования любительских команд по многим видам спорта: футболу, стрельбе, стритболу и другим, а также проведено награждение значками ГТО среди различных возрастных категорий. Я участвовал в соревнованиях в качестве судьи.
— Что значит спорт в Вашей жизни лично для Вас?
— Во-первых, это физическое удовольствие, потому что приходишь с работы вроде бы и уставший, но это приятная физическая усталость. Во-вторых, это эмоциональная разрядка, если тебя что-то раздражает в жизни, то вышел на игру, поорал на эмоциях и успокоился, напряжение снято! Думаю, что и ребята в школе поэтому и любят физическую культуру, что снимают физическое и эмоциональное напряжение после основных уроков.
— Как вы пришли к профессии учителя физкультуры? Любили ли в детстве этот предмет? Кем вы хотели стать в будущем?
— Я родился в Тернейском районе на cевере Приморья, в селе Малая Кема. В детстве очень любил физкультуру, но кроме этого предмета моими любимыми были физика, математика и трудовое обучение. В детстве, как и многие мальчишки того времени, мечтал стать лётчиком, поэтому после школы попробовал поступить в лётное училище, но провалил экзамен. Вот тогда отец и посоветовал мне идти по его стопам, он сам был учителем физкультуры в школе. Я поступил в Хабаровский институт физкультуры и спорта. Учиться было интересно, также нас в институте нагрузили детскими подростковыми клубами, все они раньше в подвалах размещались. Мне достался хоккейный клуб, так как я и сам с детства играл в хоккей, выступал за сборную Тернейского района, однажды мы даже призовое место заняли. Начал мальчишек тренировать и увидел, как им нравятся мои занятия, какой задор читается в их глазах, всё это меня очень вдохновляло на серьёзную подготовку ребят. В итоге я их вывел на третье место на соревнованиях по городу Хабаровску.
После окончания института меня распределили на работу в город Чита. Но я не поехал туда, а вернулся домой, в Малую Кему, стал проситься на работу в нашу школу. И всё же с распределением шутить было нельзя, меня хотели через прокуратуру отправить в Читу, но мой выбор поддержала начальник районо. Она настояла, чтобы меня оставили в родном селе, потому что Чита — город крупный, туда и другие поедут, а в наше маленькое Приморское село кто ещё поедет, как не свой же местный житель, да ещё и из династии учителей физкультуры. Проработал несколько лет в родной Малой Кеме, потом после женитьбы перебрались в Терней, там тоже были несколько ярких лет профессионального опыта, ну а в 1989 году переехали в Партизанск.
— Поддержал ли ваш сын династию учителей физкультуры?
— Нет, не поддержал, он выбрал путь работы на таможне, но со спортом дружит, играет в сборной по футболу.
— Почему вы выбрали Партизанск? Столько лет здесь уже работаете…
— Мой сын заболел от морских туманов, а здесь жила сестра жены. Когда мы мы к ней в гости приезжали на абрикосы, сын здесь чувствовал себя лучше, так мы и решили сюда переехать. Сначала я в третьей школе преподавал физкультуру, потом в шестую перешёл, да так в ней и по сей день работаю. В этой школе и жена моя работала учителем химии и биологии.
— Тяжело ли быть учителем физкультуры?
— Мне кажется, что это зависит от человека. Лично для меня — легко. Всегда всем говорю, что на работу иду с удовольствием, и с работы иду с удовольствием.
— Как сложились у вас отношения с учениками, любят ли они ваши уроки?
— Сейчас настало время, что некоторые вместо уроков физкультуры выбирают телефоны. Поэтому сейчас уже 50 на 50, раньше больше любили, не знаю, как дальше будет…
— Вы как-то с этим боретесь, противостоите такому нездоровому выбору?
— Стараюсь, веду в школе секцию волейбола, пытаюсь заинтересовать игрой, также в школе организовал стенд «Лучшая десятка». Там мы размещаем лучшие результаты учеников по прыжкам в длину, в высоту, по бегу на 60 метров, по метанию. Ребята смотрят на эту таблицу и стремятся к большим спортивным успехам. Это их стимул, так как у тех, кто вошёл в десятку лучших, никогда не будет «четвёрки» по физкультуре, это однозначно отличники. Также стараемся работать в тандеме с родителями, от их участия в жизни ребёнка очень многое зависит.
— Если мы заговорили об оценках, то много ли у вас троечников по физкультуре?
— Немного, процентов пять. Остальные либо хорошисты, либо отличники, потому что пока ребят интересуют оценки за четверть и год, они будут всё выполнять.
— В каких классах вы ведёте занятия? Кто сейчас более спортивный: мальчики или девочки?
— Веду с пятых по одиннадцатые классы. И те, и другие в одинаковой степени.
— Часто ли ученики прогуливают ваши уроки?
— Редко, в основном это те, кто и без моих уроков вообще в школу не хочет ходить.
— Чем отличаются современные дети от детей 80-х годов прошлого века, когда вы начинали работать?
— У нас в деревне в то время не было даже телевизоров, только радио, поэтому дети сами искали себе развлечение на улице, а это, естественно, движение. Дети были более позитивными, более подвижными.
— Изменились ли нормативы по сравнению с теми годами, в большую или меньшую сторону, поменялись ли физические возможности детей?
— Физическая форма современных детей не хуже, чем раньше, но, так как рекорды спортсменов в большом спорте увеличиваются, поэтому и нормативы, по сравнению с теми годами, подросли.
— Надо бы, учитывая современные реалии, чтобы в школе физкультура была каждый день…
— Да, так было бы лучше, и у меня есть реальный пример. Когда я работал в школе в Тернее, это было в 1984-85 годах, у нас был поставлен такой эксперимент. Директор прочитала где-то, что дети, которые ежедневно занимаются на уроках физкультуры, становятся более крепкими, выносливыми, меньше болеют, успеваемость и по другим предметам улучшается. Мы решили эту практику претворить в жизнь в эксперименте над одним классом, чтобы в конце года сравнить с другим классом, дети которого учились в обычном графике. Но при этом экспериментальный класс в зале ни разу не занимался, каждый день на улице. Дождь, не дождь, снег, мороз, всё равно на улице. Нам выделили специальное помещение, чтобы сушить одежду, переодеваться. И в конце года эти классы сравнили. У тех, кто занимался каждый день, выросли значительно спортивные результаты, дети стали реже болеть, даже успеваемость улучшилась по другим предметам. Но так как это было, якобы, во вред остальным урокам, и не по принятой инструкции, то пришлось прекратить эксперимент под давлением районо, хотя директор сначала планировала такие занятия на все 10 лет обучения.
— Как вы считаете, будет ли способствовать улучшению спортивных показателей живой контакт с природой, длительные походы?
— Считаю, что это действительно так, по крайней мере, выносливость человека возрастает. Когда я в ещё Малой Кеме работал, мы с моими учениками ходили в соседние посёлки, чтобы посоревноваться в волейболе, поиграть. Это были целые походы с палатками, потому что было очень далеко, 120 километров пути. Поэтому брали с собой палатки, продукты, воду, шли с двумя ночёвками, ребятам очень нравилось такое путешествие, и правда, детям это было на пользу: мы редко проигрывали.
— Как вы относитесь к тому, что возродилось движение ГТО?
— С радостью, потому что это очень хорошая идея сдачи нормативов. Но сейчас есть отличие от того, как это было в советское время. Раньше дети сдавали ГТО все в обязательном порядке, а сейчас только по желанию. Мы, учителя, имели право награждать лучших, а сейчас это награждение проходит только через центр ГТО, то есть через Москву, и значки ждать приходится целый год, но зато дети сейчас заинтересованы в сдаче ГТО: если в 11 классе школьник сдал ГТО на «золотой значок», то ему добавляется пять баллов к результатам ЕГЭ. Ещё один минус: раньше мы, учителя, сами принимали сдачу ГТО, а сейчас этим занимается только специальный центр сдачи ГТО, который у нас в городе находится в спортшколе, принимает заявление от школьника и назначает время. Существует только зимняя и летняя сдача норм. Зимняя — в зале в ноябре-декабре, летняя — в марте-апреле.
-Какой сейчас процент сдавших ГТО в вашей школе?
— Только 15 процентов на «золотой значок», а в общем примерно 30 процентов, всё по той же причине, о которой я сказал раньше, если бы была возможность сразу сдать большему количеству детей, то, наверное, процент сдачи был бы выше. Но стоит отметить, что в этом году наш город стал лучшим по результатам краевого соревнования «Фестиваль ГТО» во Владивостоке. С этого соревнования мы привезли первое место. Такое произошло впервые в истории нашего города именно по этой категории мероприятий. Ребята не только сдавали нормы ГТО, но и соревновались с другими городами.
— Сдаёте ли вы сами нормы ГТО?
— Да, у меня «золотой значок» в моей возрастной категории — 11 ступень — это возраст с 65 до 70 лет.
— Поделитесь, пожалуйста, своим секретом отличной спортивной формы с нашими читателями.
— Самое главное — побольше двигаться. Я и с ребятами на занятиях активно тренируюсь, а также посещаю тренировки нашей ветеранской сборной по хоккею с мячом. Мы проводим полноценные тренировки три раза в неделю по вечерам на стадионе «Шахтёр», участвуем в соревнованиях. Также помогает держать себя в форме отсутствие вредных привычек.
— Каков состав вашей ветеранской команды? Эти люди все спортсмены? – Я бы так не сказал, у нас в команде очень разные люди, есть простые работяги, электрики, учителя физкультуры, правда есть один тренер по боксу. Также с нами в команде даже наш глава Партизанского городского округа Олег Бондарев и директор ООО «Ложка плюс» Алексей Бутузов.
— Что бы вы пожелали современным школьникам?
— Хочется, чтобы они больше двигались, оторвались от смартфонов, компьютеров, дышали больше свежим воздухом, и успех в их жизни будет обеспечен. Надо жить настоящим, а не придуманным миром компьютерных игр!
P.S. И мы, в свою очередь, желаем Юрию Николаевичу успехов в его нелёгком труде — воспитании физической культуры среди подрастающего поколения. Пусть выражение «в здоровом теле — здоровый дух» станет нормой жизни, а нормативы ГТО — под силу каждому!
Наталья Александрова, фото автора и из архива Юрия Гертанова