Функциональная грамотность
Уверены, что вам это в жизни не пригодится?
Как привить школьникам способность в обыденных ситуациях использовать любые приобретенные в жизни знания?
Умение пользоваться теоретическими знаниями на практике назвали «функциональной грамотностью». Сегодня педагоги фиксируют внимание всех учеников с 1 по 11 класс на практической ценности разных видов грамотности: математической, читательской, естественно-научной, финансовой. Мышление школьников развивают в сторону креативности и глобальных компетенций.
В свою очередь, ребята и особенно родители не особо понимают, о чем речь. Декада функциональной грамотности, которая прошла в школах Артемовского городского округа с 22 января по 02 февраля, была призвана помочь все расставить по местам.
Как это произошло в разных школах Артема?
Азарт исследователя
35 учащихся 1-4 классов из школ округа защищали свои исследовательские работы и проекты на городском конкурсе «Я – исследователь».
Победителями признаны работы «Компьютерные игры: польза или вред?» (Савелий Григорьев, гимназия № 1); «Свойства кедровой смолы и получение жевательной смолки в домашних условиях» (Никита Стрыгин, школа № 10); «Что такое парадоксы?» (Егор Даньшин, ОЦ «Перспектива») и «Роль числительных в русских народных сказках» Елизаветы Китаевой, ученицы школы № 33.
Юные призеры-исследователи из начальной школы изучали свойства крахмала (Илья Стефюк, школа № 7), эмоции домашних кошек (Марина Новикова, школа № 7), определяли роль питательной среды для плесени (Елизавета Яковлева, школа № 11), знакомились с азбукой Морзе (Даниил Ширлинг, школа № 6) и т.д. Максим Дындарь из школы № 7 познакомил сверстников со своей идеей «Создание мультпроекта в технике stopmotion «Школа пешехода». Евгений Шкарупа также из школы № 7 представил проект «Конструктор LEGO — интересный и полезный». Екатерина Можайская из школы № 11 исследовала тему «Орфография в названиях вывесок магазинов».
Каждый народ – художник
Под таким названием прошел в школе № 6 День креативного мышления. Ребята разных национальностей представили друг другу свои творческие работы. Интересным и веселым также стал конкурс на лучшего скороговорщика.
Кстати, креативное мышление проявляется в способности генерировать свои и улучшать чужие идеи; предлагать эффективные решения, используя фантазию и воображение. Креативность – это не только творчество, но и глубокое знание ниши, в которой работает автор. Ведь нужно осмыслить все ранее предложенное и сгенерировать свою идею. Развитие навыков креативности у школьников сильно помогает ребятам в их дальнейшей жизни.
Путешествия по России
Внеклассный урок с таким названием прошел в 6х классах школы № 7. Ученики в командах представили себя в роли туристических агентств. Каждый коллектив должен был предложить своим клиентам интересный и захватывающий тур по городам России. Ребята выбрали оригинальные идеи будущих путешествий для туристов.
Наряду с другими навыками школьники среднего звена показали в том числе и свои глобальные компетенции. Речь об изучении и применении на практике проблем межкультурного взаимодействия. Не секрет, что культурные, религиозные, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей. Соответственно, составители туристического маршрута обязаны принимать во внимание не только уникальные особенности природы и жизнедеятельности человека в разные периоды мировой истории в том или ином регионе России, но учитывать и национальные традиции людей, проживающих в выбранном для туристов регионе.
Ребята, которые выберут своей профессией туриндустрию, со временем будут все глубже и глубже развивать в себе не только особенности креативного мышления, но и глобальные компетенции.
Математическая викторина
В период Декады функциональной грамотности методисты МБУО «Центр образования» при поддержке управления образования администрации Артемовского городского округа провели городскую онлайн математическую викторину среди команд обучающихся 5-6 классов. Целью этого турнира было выявление, поддержка и продвижение одаренных школьников, а также развитие математической грамотности обучающихся.
Мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи на платформе «Сферум». Турнир проходил в три этапа: решение логических задач, разгадывание математических ребусов и математическо-музыкальный квест. Все ребята достойно прошли все три этапа.
Победителями стала команда 5х и 6х классов школы № 10: Екатерина Харина, Дмитрий Сивушов, Полина Кириенко, Константин Лавриков и Савелий Некрасов. Подготовили самую сильную в Артеме команду педагоги Светлана Михайловна Гуляева и Анна Павловна Тонкошкурова.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Математически грамотные люди – это, обычно, сильные инженеры, экономисты, педагоги, журналисты. В быту такие люди легко и с удовольствием ведут, анализируют и развивают семейный и личный бюджет; рассчитывают объекты семейного строительства (дома, гаража и т.д.) или ремонта (например, квартиры); планируют и проводят экономно, но очень интересно отпуск; занимаются индивидуальным инвестированием и т.д.
Осознанное чтение
Осмысление текста – это еще один вид очень важной грамотности, читательской.
Татьяна Сергеевна Шеховцева, учитель русского языка школы № 11, провела урок для шестиклассников по теме «Формирование осознанного чтения и работа с текстом басни Эзопа «Скупой и его золото».
Педагог вместе с ребятами использовали разные приёмы работы с текстом: осмысленное чтение, составляли кластер по теме, используя приём антиципации (предвосхищение, предугадывание содержания текста).
Школьники выполняли задания в парах, проверяя друг друга на понимание смысла текста басни. Работая в группах, шестиклассники пересказывали произведение от лица соседа, составляли текст телеграммы, передавая основную идею басни.
Итогом работы с текстом стало создание синквейна – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Читательская грамотность – это способность понимать письменные тексты и использовать их содержание для достижения собственных целей. Речь также о развитии знаний и возможностей, необходимых для активного участия в жизни общества.
Один из множества ярких примеров из жизни для всех и каждого – судебная практика Верховного суда и иных судов по гражданским и уголовным делам. Опытные специалисты, умеющие грамотно читать юридические тексты, нередко сами лидируют в судебных баталиях либо успешно выступают в качестве представителей своих клиентов. Увеличение количества грамотных читателей в юридических вопросах постепенно приведет к качественным изменениям медиативных (досудебных) и судебных решений (они будут более взвешенные и справедливые).
Зеленая энергетика
Естественно-научную грамотность тренировала с ребятами 9-11 классов школы № 16 учитель биологии Оксана Викторовна Чиркова, которая провела со своими учениками экологический практикум «Зелёная энергетика».
Школьники обсудили тему «Зелёная энергетика», посмотрели фрагмент фильма «Зелёная энергетика: за и против». Парни и девчата коллективно искали ответы на такие вопросы, как «В какие продукты могут превращаться загрязнители выхлопных газов в каталитическом нейтрализаторе автомобиля?», а также «Может ли в ближайшее время человечество перейти на альтернативные источники энергии?»
Естественно-научная грамотность – это способность человека выделять в жизни проблемы, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов. Выводы ученые обычно формируют на основе наблюдений и экспериментов. Такие выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Вместе с Ольгой Викторовной Чирковой ребята вспомнили, что альтернативные источники энергии — это возобновляемые энергетические ресурсы, которые получают благодаря использованию энергии ветра, гидроэнергии, солнечной энергии, геотермальной энергии, биомассы и энергии приливов и отливов. В отличие от ископаемых видов топлива — например, нефти, природного газа, угля и урановой руды, эти источники энергии не истощаются, поэтому их называют возобновляемыми.
В каком банке открыть депозит?
Педагоги школы № 7 провели насыщенную идеями и новыми решениями конференцию для коллег, на которой представили мастер-класс по читательской грамотности (Екатерина Бубнова, учитель начальных классов) и несколько открытых уроков по разным дисциплинам.
Учитель обществознания высшей квалификационной категории Ольга Борисовна Криворук провела открытый урок для учеников 10го класса по подбору банка для размещения своих денежных средств на депозит. По заданию педагога пятеро учеников подготовили рекламу «своего» банка, но ни в одном выступлении не были представлены показатели в достаточном количестве для анализа банка на предмет размещения депозита. После выступлений учеников Ольга Борисовна дала кратко, четко и понятно важные для названного анализа критерии. На дом «представителям» банков и всем потенциальным вкладчикам было дано вполне жизненное задание: проанализировать понравившийся банк по названным критериям, сравнить с позициями других банков и дать развернутый вывод в пользу «своего» банка.
Финансовая грамотность, напомним, подразумевает знание и понимание финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимую для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества.
За прошедшую декаду функциональной грамотности в школах АГО были проведены десятки интереснейших мероприятий, мотивирующих школьников на учебу, а также наглядно объясняющих ребятам и их родителям важное и крайне необходимое значение знаний современного человека абсолютно по всем дисциплинам в объеме школьной программы.
Автор Ольга Шкурат
Очень полезная информация для педагогов и родителей. С новой терминологией не сразу все разберутся. а по большому счёту это давно забытое старое. всё это было в советской системе образования. вот только громких слов не было!