+79242667313 lito.rodnik.84@bk.ru
5
(6)
Примерное время на чтение: 3 минуты

Когда снег упадёт над Байкалом

Автор Полина Котенок (Паланея)

В 1973 году я трудилась в бригаде рабочих по срезке откосов на железной дороге на Байкале. Железнодорожные виражи очень опасные. Как непогода, так случались сплывы грунта, обвалы булыжного камня, и рельсовое полотно часто засыпало земляной массой.  Ладно ещё, когда аварийный участок невелик.  Наша бригада справлялась за три дня.

Но вот в 1973 году произошёл многотонный обвал горных пород. Засыпало несколько километров железнодорожного полотна. Всё! Встали поезда. Замерли составы на полпути.  И надолго…  Нашу бригаду срочно кинули на аварийный участок. На отдалённые километры. Уже на месте мы прикинули фронт работ. Нет!  Нашей бригаде не справиться и за месяц. Рабочая сила – это трое мужчин и четверо женщин. Орудия труда – кирка, совковая лопата и три огромных деревянных тачки на одном колесе. И никакой техники никто не обещал. Место работы зажато среди гор и обрыва. Но что делать? Работать надо. Проложили в одну доску узкий  трапик от места работы до обрыва. С тяжёлым сердцем стали расчищать полотно…

Вдруг через неделю нам на подмогу прислали из Томской области 70 человек прикомандированных. Со своим орудием труда – носилками и штыковыми лопатами. Энтузиастов! Кто хотел заработать. Мужчины все молодые да крепкие. Местные поначалу обрадовались рабочей массе приехавших,  но… глядя на их носилки и лопаты, подумали, что с таким орудием труда далеко не уедешь.  И тем не менее закипела работа на дальних километрах по восстановлению железнодорожного полотна,  разрушенного в пух и прах. Мы, женщины, вручную загружали бутовым камнем большущие, на одном колесе,  деревянные тачки. Наши мужчины, маневрируя ими  на узком трапике, чудом дотягивали гружёные эти тачки  до обрыва. И опрокидывали груз вниз. В летнюю пору на Байкале зачастую стоит густой туман, сыплет морось, и холодно.  Доска под колесом влажная, того и гляди, тачка сковырнётся на середине трапика,  а грунт вывалится. И труд женщины насмарку. Работали мы парами. Женщины выбирали себе водилу половчее. Прикомандированные смотрели на наших мужчин и тайно удивлялись их вождению тачки. У них-то облегчённые носилочки и штыковые лопаты. Наша бригада начала их подзуживать, дескать, какие вы работники, с вашими-то носилками. Да со смехом и шутками.  Работящие Клавдия, Галина, Наталья —  ядрёные, ловкие, у них ничто из рук не выпадет…

Тяжкий наш труд тогда был грандиозным, каторжным, можно сказать…  Над нами стояли надзиратели. Оно и понятно, необходимо было в сжатый срок восстановить железную дорогу и движение поездов. И  качественно. Именно на Байкальских слоистых участках бывали крушения поездов.

Обед вербованным привозили на дрезине из районного городка. Побросав лопаты и носилки, рабочие разбирали из мешка ложки и миски. Ели у кострища, нахваливая мясной наваристый борщ. Отобедав, сушили у огня намокшие от мороси рукавицы и куртки. Один молодой парень интересовался так ненавязчиво жизнью наших мужчин. А местные угощали его салом с чесночком. И уже в процессе работы парень решил испробовать себя в вождении огромной тачки с грунтом. Не сразу ему это далось. За две попытки он тачку опрокидывал на полпути. Местные мужчины подначивали, дескать, не сможешь…  однако парень оказался настырным. Изловчился, и третью тачку, хоть с большим напряжением, но дотащил до обрыва. И следующие тачки уже дались ему легче.  Это была его победа. Обе бригады наградили его похвалами. Все звали его Николаем. В его бригаде с таким именем ещё пятеро мужчин были. Но тачку стал водить  он единственный. Так вот, долго не раздумывая, Николай взял да и подкатил тачку ко мне. Я  как раз  была без пары. Помогала то одну, то другую тачку загружать. «Бери камни полегче», — вполголоса говорил он мне и сам не стоял на месте, а помогал загружать её. Он всячески облегчал мой неподъёмный труд. Так мы и работали до конца в паре. Безусловно, я благодарна Николаю на всю оставшуюся жизнь. И когда томичи уезжали, наша бригада с сожалением их провожала, потому что они привнесли в нашу таёжную глубинку свежий ветер общения, какую-то потаённую радость, шутки, смех, соревнование… Все теперь уже на пенсии. Но все живы и здравствуют в полной мере. И есть надежда, что кто-то из них прочитает мой рассказ и откликнется. Особенно   хочется пообщаться с Николаем…

Вот  так! Я пишу о своей юности и слышу, как бегут километрики нашей прошлой и настоящей жизни.      

 

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 6

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.