Когда снег упадёт над Байкалом
Автор Полина Котенок (Паланея)
В 1973 году я трудилась в бригаде рабочих по срезке откосов на железной дороге на Байкале. Железнодорожные виражи очень опасные. Как непогода, так случались сплывы грунта, обвалы булыжного камня, и рельсовое полотно часто засыпало земляной массой. Ладно ещё, когда аварийный участок невелик. Наша бригада справлялась за три дня.
Но вот в 1973 году произошёл многотонный обвал горных пород. Засыпало несколько километров железнодорожного полотна. Всё! Встали поезда. Замерли составы на полпути. И надолго… Нашу бригаду срочно кинули на аварийный участок. На отдалённые километры. Уже на месте мы прикинули фронт работ. Нет! Нашей бригаде не справиться и за месяц. Рабочая сила – это трое мужчин и четверо женщин. Орудия труда – кирка, совковая лопата и три огромных деревянных тачки на одном колесе. И никакой техники никто не обещал. Место работы зажато среди гор и обрыва. Но что делать? Работать надо. Проложили в одну доску узкий трапик от места работы до обрыва. С тяжёлым сердцем стали расчищать полотно…
Вдруг через неделю нам на подмогу прислали из Томской области 70 человек прикомандированных. Со своим орудием труда – носилками и штыковыми лопатами. Энтузиастов! Кто хотел заработать. Мужчины все молодые да крепкие. Местные поначалу обрадовались рабочей массе приехавших, но… глядя на их носилки и лопаты, подумали, что с таким орудием труда далеко не уедешь. И тем не менее закипела работа на дальних километрах по восстановлению железнодорожного полотна, разрушенного в пух и прах. Мы, женщины, вручную загружали бутовым камнем большущие, на одном колесе, деревянные тачки. Наши мужчины, маневрируя ими на узком трапике, чудом дотягивали гружёные эти тачки до обрыва. И опрокидывали груз вниз. В летнюю пору на Байкале зачастую стоит густой туман, сыплет морось, и холодно. Доска под колесом влажная, того и гляди, тачка сковырнётся на середине трапика, а грунт вывалится. И труд женщины насмарку. Работали мы парами. Женщины выбирали себе водилу половчее. Прикомандированные смотрели на наших мужчин и тайно удивлялись их вождению тачки. У них-то облегчённые носилочки и штыковые лопаты. Наша бригада начала их подзуживать, дескать, какие вы работники, с вашими-то носилками. Да со смехом и шутками. Работящие Клавдия, Галина, Наталья — ядрёные, ловкие, у них ничто из рук не выпадет…
Тяжкий наш труд тогда был грандиозным, каторжным, можно сказать… Над нами стояли надзиратели. Оно и понятно, необходимо было в сжатый срок восстановить железную дорогу и движение поездов. И качественно. Именно на Байкальских слоистых участках бывали крушения поездов.
Обед вербованным привозили на дрезине из районного городка. Побросав лопаты и носилки, рабочие разбирали из мешка ложки и миски. Ели у кострища, нахваливая мясной наваристый борщ. Отобедав, сушили у огня намокшие от мороси рукавицы и куртки. Один молодой парень интересовался так ненавязчиво жизнью наших мужчин. А местные угощали его салом с чесночком. И уже в процессе работы парень решил испробовать себя в вождении огромной тачки с грунтом. Не сразу ему это далось. За две попытки он тачку опрокидывал на полпути. Местные мужчины подначивали, дескать, не сможешь… однако парень оказался настырным. Изловчился, и третью тачку, хоть с большим напряжением, но дотащил до обрыва. И следующие тачки уже дались ему легче. Это была его победа. Обе бригады наградили его похвалами. Все звали его Николаем. В его бригаде с таким именем ещё пятеро мужчин были. Но тачку стал водить он единственный. Так вот, долго не раздумывая, Николай взял да и подкатил тачку ко мне. Я как раз была без пары. Помогала то одну, то другую тачку загружать. «Бери камни полегче», — вполголоса говорил он мне и сам не стоял на месте, а помогал загружать её. Он всячески облегчал мой неподъёмный труд. Так мы и работали до конца в паре. Безусловно, я благодарна Николаю на всю оставшуюся жизнь. И когда томичи уезжали, наша бригада с сожалением их провожала, потому что они привнесли в нашу таёжную глубинку свежий ветер общения, какую-то потаённую радость, шутки, смех, соревнование… Все теперь уже на пенсии. Но все живы и здравствуют в полной мере. И есть надежда, что кто-то из них прочитает мой рассказ и откликнется. Особенно хочется пообщаться с Николаем…
Вот так! Я пишу о своей юности и слышу, как бегут километрики нашей прошлой и настоящей жизни.
Свежие комментарии