+79242667313 lito.rodnik.84@bk.ru
4.7
(15)
Примерное время на чтение: 4 минуты

Савина Елизавета

Великолепие мировой литературы – в класс

Молодой педагог со стажем в школе чуть более двух лет ищет и находит возможности заинтересовать ребят красотой русской и мировой литературы

— Почему современные дети и подростки не читают литературу и как их на процесс чтения мотивировать? – Елизавета Савина, учитель русского языка и литературы школы № 11 и участник конкурса «Лучший по профессии» в номинации «Педагогический дебют», именно с такого вопроса начала свою самопрезентацию для жюри состязаний и своих коллег – участников конкурса.

Согласитесь, вопрос не простой. Но выпускница Школы педагогики – одного из подразделений ДВФУ в Уссурийске – знает на него четкий и вполне жизнеспособный ответ. Опираясь на разработки уважаемого педагога в вузе Татьяны Вячеславовны Кашириной, школьный учитель Елизавета Сергеевна Савина в Артеме уже попробовала некоторые методики и поняла, что работает…

Соцсеть VK для… Онегина, Печорина, Чацкого

На какой машине времени можно соединить прошлое с настоящим? Как убедить молодежь, что наряду с компьютерными играми да мыслями современных блогеров информация о характерах и поступках их сверстников разных поколений значительно обогатит их познание жизни и убережет от многочисленных ошибок в будущем?

Татьяна Вячеславовна Каширина нашла такую «машину времени» — страницы соцсети ВКонтакте. Оформляя личную страницу, мы обычно начинаем с анкеты: учеба, родные и близкие, работа и увлечения и т.д. Тут же можно подписаться на сообщества по своим интересам (для этого стоит изучить привязанности литературного героя); можно активничать на страницах своих единомышленников (важно их знать по именам, чувствовать характеры и примерно представлять себе предмет разговора) и т.д. Идея педагога вуза и Елизаветы Сергеевны понравилась артемовским школьникам. Странички стали появляться, были и попытки светских бесед между героями одной эпохи.

А еще могут быть красивые балы с разными видами танцев прошлых веков: полонез, менуэт, вальс, мазурка, краковяк, кадрили русская и английская… Молодежь и люди постарше из Санкт-Петербурга уже провели несколько таких исторических балов. С каждым разом на репетиции приходят все больше и больше новых участников, люди разных возрастов с удовольствием окунаются в прошлые эпохи, изучают историю и литературу для более гармоничного вхождения в образ, шьют себе костюмы и платья прошлых времён…

Содружество идеи о страничках в соцсетях с идеями о реконструкции массовых исторических событий – балов и сражений – вполне может оживить страницы классической литературы и помочь современной молодежи обратиться к прошлому.

Фразеологизмы … научат читать

Еще одно новшество молодого педагога Елизаветы Сергеевны, которое тоже сработало. В средних классах на уроках русского языка ребята изучают фразеологизмы и даже классифицируют их по видам и формам. На уроках литературы в этот же период изучаются чрезвычайно богатые названными устойчивыми словосочетаниями рассказы Василия Макаровича Шукшина.

Учителю остается «малость»: объединить знания ребят по двум предметам и предложить самостоятельно найти фразеологизмы в рассказах самобытного писателя. В итоге в «Микроскопе» мы находим: сам не свой, челюсть отвалилась, скрипеть зубами, под одну масть. Произведение «Чудик» обогащает нашу культуру фразеологизмами: обдало жаром, набираться духу, рукой подать, задеть за живое, к чертовой бабушке, ноль внимания и многими другими. В рассказе «Верую» находим: стиснуть зубы, пересиливать себя, черт с ним, вынь да положь и т.д.

Мальчишкам и девчонкам становится интересным своеобразный «языковой конструктор», окунаясь в поиски устойчивых выражений они …читают классическую литературу.

Классный классный?

Елизавету Сергеевну по комплекции и порой по одежде в обычные рабочие дни очень легко можно принять за школьницу. Но характер и знания молодого педагога позволяют держать с учениками необходимую дистанцию и при этом … строить с ребятами доверительные отношения. Она занимается со школьниками двух восьмых и двух девятых классов, а также ведет свои предметы и классное руководство в одном седьмом классе.

На уроках и классных часах учитель позволяет ребятам поспорить друг с другом, с учителем и даже с … признанными авторитетами. Но строго следит за тем, чтобы отрицание было логически аргументировано и чтобы в ответ было выдвинуто свое решение того или иного вопроса.

Конкурсантам номинации «Педагогический дебют» была предложена дискуссия между участниками на тему «Мышление начинается с удивления», все озвучили свои варианты раскрытия темы, а затем провели дебаты.

Елизавета Сергеевна убеждена, что удивлять школьников можно, только научив их двум важным принципам: 1) пониманию самого себя, других людей и целых социумов, а также 2) самонаблюдению, то есть познанию своих собственных психических процессов (сознания и мышления). Осознав это, учитель словесности на своих уроках и классных часах постоянно подбирает соответствующие задания и упражнения, акцентирует внимание на главном.

В свою очередь мышление – «процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» по С.И. Ожегову – разнопланово. Педагог акцентирует внимание своих учеников на две формы мышления: научное и клиповое. Елизавета Сергеевна мотивирует ребят на желание найти сходства и различия обеих форм, проанализировать сильные стороны и научиться ими пользоваться в своих интересах.

Как остановить подростка, который претендует на … неформально-особые отношения с красивой молодой учительницей? Как помочь девушке, которая пробует себя в поэзии и видит себя в филологии, но при этом… довольно поверхностно изучает необходимый материал? Разумно ли порадоваться и похвалить при всех отпетого троечника, если сегодня он – молодец? Как это правильно сделать, чтобы мотивировать подростка на будущее? Как правильно при всех ребятах выразить свое недовольство хорошему ученику, чтобы не задеть его самолюбие, но при этом стимулировать его на более серьезные отношения к учебе и внеклассной работе?

Подобные и многие другие вопросы в отношениях с ребятами на уроках и во внеурочное время возникают ежедневно десятками. Елизавета Сергеевна уже знает решение во многих ситуациях, но и нередко оказывается в тупике. Бывает, что сначала реагирует, а потом осознает свою ошибку. Подумав, тактично объясняет ребятам: «Погорячилась». Внедрив такую форму взаимодействия … стала получать от учеников SMS-ки: «Извините, был(а) неправ(а)».

Так педагог и ученики основного класса и других (где наша героиня только учитель) учатся понимать и уважать друг друга.

Жизнь для души

В школьные годы Елизавета посещала музыкальную школу в Артеме (ДШИ-1), получила свидетельство допрофессионального образования по классу «Аккордеон». Научилась понимать музыку, особенно классическую, участвовала в краевых и региональных конкурсах.

— Учеба в ДШИ-1 привила мне такие качества, как ответственность и дисциплинированность, — отметила Елизавета Сергеевна, — К сожалению, почти 10 лет аккордеон не держала в руках, но в последнее время все чаще и чаще появляется потребность это сделать. Наверное, пора…

Также Елизавета Сергеевна замечена в спорте «для души» и в современных танцах.

Молодой филолог прекрасно прижилась в школе. Привносит свои свежие интересные идеи и реально мотивирует своих учеников (порой лентяев и хулиганов) на поступки добрые и позитивные.

Ольга Шкурат.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 15

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.