+79242667313 lito.rodnik.84@bk.ru
5
(4)
Примерное время на чтение: 6 минуты

Мое призвание — душа…

Необычайно красивым и позитивным праздником стало пятидневное состязание педагогов-психологов детских садов и школ Артемовского городского округа в рамках ежегодного конкурса специалистов сферы образования «Лучший по профессии» в номинации «Педагог-психолог».

Радость, смех, слезы, обнимашки, «нервные скандалы» в исполнении «актеров» — самих же психологов, игры и волшебные амулеты, оригинальные техники живописи и веселые спортивные упражнения – высочайшая концентрация жизненных идей, с которыми психологи ежедневно работают и получают крутые результаты, просто зашкаливала.

Девчата искренне делились друг с другом своим багажом знаний и навыков. Каждая новая конкурсантка обрушивала на коллег, жюри и группы поддержки своих соперниц немыслимое количество творческих, очень эффективно работающих идей. Казалось, придумать больше ничего невозможно. Но выходила следующая конкурсантка и … бриллиантовый ливень действенных техник/методик начинал бушевать с новой силой…

И ведь не было ни одной капли повторений… И ведь все до единого предложения прекрасно работают в отношениях с дошкольниками и школьниками…

Мастер-класс психолога

Метафорические карты «Семейка Гномс» — уникальный инструмент для развития эмоционального интеллекта детей и … взрослых. Набор карточек с изображениями основных чувств и эмоций — огорчение, радость, зависть и восхищение – расширен за счет показа оттенков каждой эмоции. Светлана Михайловна Брылева, педагог-психолог детского сада № 1 «Умка», использует карты в работе со старшими дошкольниками на индивидуальных и групповых занятиях. Идеи и правила игр берет и от составителей карт, и придумывает сама – непосредственно для тех или иных своих воспитанников.

В этой технике психологу важно научить ребят выражать свои чувства словами и понимать эмоциональное состояние других людей. Помимо «Семейки Гномс» в арсенале у Светланы Михайловны множество других инструментов: кино-терапия, сказкотерапия, песочные игры, увлекательные программы «Цветик-Семицветик» и «Приключения будущих первоклассников» Натальи Куражевой и Ирины Козловой и много-много других идей. Безусловно, у каждого инструмента свои задачи.

Рисование бесцветным воском, а затем проявление рисунка красками поразило и конкурсантов, и жюри. Оригинальную технику предложила Анна Александровна Шеламова, педагог-психолог детского сада №22. Также Анна напомнила коллегам нейропсихологические упражнения по зеркальному рисованию двумя руками одновременно (например, цветок или куклу).

Приятно удивила всех работа на балансире Анны Шеламовой, автор назвала этот комплекс «Баланс мозжечка». Конкурсантка предложила свои коллегам постоять на качающейся доске, укрепленной на полукруглых полозьях, а также выполнить разные упражнения:

— несколько минут удержать на голове гелевую, постоянно ускакивающую лягушку;

— оценить набор  карточек на полу и закрыть лишнюю;

— ловить мячик разными способами…

Эти упражнения всех сначала насторожили, а затем развеселили. Девчата тут же начали креативить. Попробовали, стоя на балансире, ловить мыльные пузыри. Затем решили магнитной удочкой ловить бесконечно ускальзывающую рыбку и т.д.

Методики Анны Шеламовой любопытны и очень полезны дошкольникам. Балансир развивает координацию движения, внимание, интеллект и скорость мышления (как задание выполнить правильно и при этом не упасть). Рисование в необычных методиках развивает любопытство и жажду познания нового. Есть, безусловно, в арсенале конкурсантки и много других интересных техник…

Волшебные бусины разных цветов, форм и размеров понравились всем участницам. Одна конкурсантка даже представила себя в юности: в танцевальном ансамбле ей дали ведущую партию; много репетирует и ждет маму на концерт; мама восхитится успехами дочери и, наконец, разрешает поступать в хореографическое училище…

Оригинальную технику предложила Диана  Сергеевна Самарская, педагог-психолог школы № 22. Этот метод специалист применяла в завершении длительной работы с группой старшеклассниц. Были семинары, мастер-классы, встречи, беседы. Девушки получили новые полезные навыки и позитивно проявили себя в разных ситуациях. Затем на занятии «Волшебные бусины» каждая сама себе сплела браслетик, при этом в каждую бусину вложила определенный небольшой заговор или талисман.

Примерно то же самое (но без предварительной подготовки) проделали на мастер-классе Дианы Сергеевны и конкурсантки. В одну бусину «поместили» память о своих победах; в другую – мысли и вещи, которые мотивируют на успех; в третью – то, что придает сил; далее – ощущение радости и счастья; затем – умения победить свои страхи и т.д. Проверено временем и многими людьми: такой талисман прекрасно работает в любой сложной ситуации.

Не забыла психолог у себя в школе и про парней. Они под руководством любимого педагога создавали … свой личный герб (!!!) с теми же посылами, что и у девушек. Плюс их личная мужская сила,  уверенность… и человеколюбие по отношению к окружающим.

Предложенная Дианой Сергеевной методика – одна из очень многих, которые психолог постоянно применяет в свой школе.

Ситуации из жизни

Каждой конкурсантке была предложена реальная непростая ситуация, важно было найти из нее правильный выход. Коллеги помогали натурально воссоздать конфликт, взяв на себя разные роли…

Фокус внимания – бабушке. Воспитатель подготовительной группы детского сада на родительском собрании рассказала о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика возражала: «Не нужны внуку прогулки, т.к. он часто простывает. Воспитатели не помогают детям одеваться, а самостоятельно малыши в этом возрасте правильно собраться не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Ирина Александровна Каннуникова, педагог-психолог детского сада № 34, помогла воспитателю «старой» закалки (строга к детям и неприветлива к родителям) найти общий язык с бабушкой и решить конфликт мирным путем. Очевидно, молодой бабушке явно не хватает внимания, психолог предложила встречаться почаще и более продуктивно.

Мой ребенок дебил? Ребенок воспитывается в полной семье. Папа работает, мама в декрете. Папа вопросами воспитания детей не занимается. Мальчик  по счету 4й из пяти детей. Мама переходит из декрета в декрет, изрядно утомлена, эмоционально не стабильна (всегда). Старшие дети – школьники; младшему 2 года, в сад не ходит.

Мама мальчика приходит к заведующей после ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия), машет заключением комиссии в яром негодовании: «Вы хотите сказать, что мой ребенок дебил?». Мальчику  с ЗПР  рекомендовано сопровождение логопеда и психолога. Мама рассказала, что ее сын – главный помощник в домашних делах, какие могут быть психические отклонения? На вопрос воспитателя о дополнительных занятиях с сыном дома мама дала категоричный отрицательный ответ: «Детей пятеро, плюс подрабатываю. Некогда с ними заниматься…»

Анастасия Викторовна Шайдурова, педагог-психолог детского сада № 36, помогла тревожной маме разобраться со «страшными» буквами ЗПР (задержка психического развития), объяснила про норму интеллекта мальчика, рассказала про возможности позитивного развития малыша. Психолог нашла методы и слова, которым мама искренне поверила и чуть успокоилась. Заговорили о длительной работе и о совместном плане помощи мальчику на пути его развития…

Почему одежда грязная? Забирая вечером ребенка из детского сада, мама и бабушка возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Молодой воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Юлия Александровна Кубарева, педагог-психолог детского сада № 8 «Звездочка», остановила шумную авторитарную бабушку и открыла ей с невесткой (мамой малыша) позитивные тайны про молодого воспитателя: активная и креативная, много играет с детьми, малыши ее обожают, на улице носятся и … иногда падают. Психолог заметила, что бабушка требует к себе повышенного внимания и предложила ей свой курс встреч в интересах внука. Бабушка согласилась с радостью. Маму мальчика Юлия Александровна убедила, что нужно принести не очень красивую одежду «для прогулок», чтобы вечером можно было переодевать юного хулигана и забирать его из сада чистым и опрятным

Зачем нам в спецгруппу? Родители прошли с ребенком процедуру ТПМПК, имеют заключение о создании специальных образовательных условий с рекомендованной программой обучения для детей с ЗПР. Мама отказывается переводить сына из общеобразовательной группы  в разновозрастную группу компенсирующей направленности. Ребенок заходит в детский сад со слезами, долго успокаивается. На занятиях педагога не слушает, крутится на стуле, в тетрадях чиркает, в играх не соблюдает правила, на замечания воспитателя не реагирует. Отвлекает детей, обижает, толкает. Отказывается спускаться в музыкальный зал на утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкальные занятия. Мама считает, что воспитатель не может найти к ребенку подход.

Анастасия Евгеньевна Коптиенко, педагог-психолог детского сада № 2, вежливо и  тактично работала с тревожной, эмоционально-неустойчивой мамой. Воспитатель общеобразовательной группы требовательная, вспыльчивая, не идет на компромисс, но заботится о развитии детей в группе. Без психолога воспитатель и мама мальчика не могли договориться. Анастасия Евгеньевна сразу поняла, что в голове мамы жестко живет «чувство вины», которое без конца провоцирует ее тревожность и даже агрессию. Именно поэтому психолог нашла самые правильные слова и пояснила маме, что в особой группе ее сыну будет лучше (детей меньше, заботы и внимания больше, специалисты работают ежедневно – логопед, дефектолог и психолог) Далеко не во всех детских садах есть группы компенсирующей направленности, а здесь ребенку и маме повезло. Женщины договорились, пребывание мальчика в спецгруппе пошло ему на пользу.

Путь к себе в … гармонии

Невозможно в одной газетной публикации рассказать об огромном интеллектуальном богатстве и коллективном опыте психологов  школ и детских садов нашего города, которые специалисты демонстрировали пять дней подряд. За это время конкурсантки поближе познакомились и сдружились,  а самое главное – из статуса соперниц перешли в статус союзниц, умеющих работать в команде.

В завершении проекта участницы искренне поблагодарили за организацию шикарного конкурса и … праздника  управление образования Артемовского городского округа в лице Натальи Ивановны Макиенко, начальника управления и заместителя главы; коллектив Центра образования в лице заместителя директора Юлии Александровны Шелеп, компетентное жюри.

Отдельная особая благодарность прозвучала в адрес Татьяна Львовны Хурсенко, заместителя директора Центра образования, руководителя объединения психологов Артемовского городского округа

За пять дней конкурса неоднократно звучала фраза «Психологи так много знают и умеют, если бы в семьях родители применяли бы хоть небольшую часть инструментов специалистов, развитие детей выросло бы многократно». И это действительно правда. Доказательство тому: прекрасное развитие детей с серьезными проблемами в семьях, где ребятами занимаются (иногда сложные дети догоняют и опережают в развитии своих сверстников «в норме»)…

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.